Гиперактивный ребенок в школе
В последнее время проблема гиперактивности у детей становится все более распространенной.
Точных механизмов появления этого процесса не обнаружено, имеют место генетические, социальные, психологические факторы.
Часто, до школы родители даже не знают о том, что их ребенок страдает от СДВГ – синдрома дефицита внимания, а также гиперактивности, хотя и замечали трудности в воспитании. Уроки становятся для такого ребенка настоящим мучением, поскольку требуют длительной концентрации внимания, усидчивости.
Если в обычном классе появляется гиперактивный ребенок, учителю бывает очень сложно поддерживать учебный процесс, поскольку малыш может шуметь, вскакивать посреди урока, мешать классу.
Гораздо комфортнее обучение гиперактивных детей проходит в небольших группах, где учитель может уделять больше личного внимания, но если такой возможности нет, необходимо принять меры, чтобы адаптировать ребенка к школе.
Рекомендации родителям
- Разработайте для школьника максимально четкий распорядок дня. Изо дня в день должны повторяться одни и те же действия в одинаковое время. Гиперкативным детям просто необходима четкая система.
- Не давайте заданий наперед. Часто у таких детей наблюдаются нарушения в восприятии времени, им сложно адекватно воспринимать действия и события, которые будут происходить в будущем. Для них важно то, что происходит в настоящую минуту, и результат этой деятельности. Поэтому следует давать задания поочередно: «Сейчас сделай задание по математике», и только после того, как оно будет завершено, давайте следующее.
- Избегайте отказов. Это не значит, что следует во всем потакать ребенку, но не стоит часто использовать слова «нет» или «нельзя». Если вы хотите отказать в чем-то ребенку, лучше предложить ему альтернативный вариант, и объяснить, почему так будет лучше.
- Не пытайтесь заставить ребенка быть усидчивым. Так вы создадите для него дополнительный стресс, рассеете внимание. Довольно часто гиперактивные дети способны быстро воспринимать информацию, просто они делают это не так, как мы. Если ребенку необходимо выучить стих, ему в этот момент совсем необязательно сидеть рядом с вами за столом. Если ему хочется бегать по комнате, и это не мешает ему запоминать, пускай бегает.
Советы учителям
- Если есть такая возможность, старайтесь игнорировать вызывающие поступки ребенка. Не стоит злиться на него, выражать гнев.
- Ограничьте отвлекающие факторы. Важно правильно посадить ребенка, например, в центре класса, прямо напротив доски.
- Выстраивайте расписание урока по типичному плану с повторяющимися элементами.
- Дозировать задания. Старайтесь избегать больших заданий, которые растягиваются на длительное время. Лучше разбить их на несколько частей, предлагать делать постепенно.
- Проводите небольшие зарядки во время урока.
Для успешной адаптации ребенка в школе необходимо тесное сотрудничество родителей и учителя. Не все педагоги знают, как правильно реагировать на гиперактивных детей. Родителям лучше объяснить учителю ситуацию, указать на специфические особенности поведения ребенка, выработать совместную стратегию.